Лекарство, что стоит тысячу монет, растёт у самого плетня
"Японская проза ХХ века" 11-14 июня 2009 г. в Музее Кино в Москве"Японская проза ХХ века" 11-14 июня 2009 г. в Музее Кино в Москве
"Вместе с Посольством Японии в России и Японским фондом мы продолжаем цикл, посвящённый японской литературе на киноэкране. Программа этого года включает в себя экранизации произведений четырёх классиков японской литературы XX века.
Расцвет творчества Нацумэ (1867-1916, Сосэки – литературный псевдоним), приходится на последнее десятилетие его жизни – 1907-1916 годы. Именно в этот период им был создан роман "Затем" (1909), который вместе с романами "Сансиро" (1908) и "Ворота" (1910) образует своеобразную трилогию. В центре повествования – рефлексирующий герой-интеллигент, мир которого так хорошо знал и умел выразить Нацумэ (исследователи его творчества неоднократно подчёркивали исключительность влияния писателя на умонастроения японской интеллигенции того времени). Стиль художественного мышления Нацумэ Сосэки, обозначаемый понятием "тэйкай" (дословно: бродить в задумчивости) или "ёю" (свободное расположение духа), противостоял широко распространённому в то время в японской литературе натурализму ("сидзэнсюги ундо"). Удачная передача средствами кино эстетических принципов Сосэки, блистательная игра актёров, достоверно воссозданная атмосфера общества эпохи Мэйдзи объясняют успех фильма, поставленного по этому роману в 1985 году режиссёром Ёсимицу Морита и ставшего призёром многих фестивалей.
Выдающийся японский режиссёр Кон Итикава снял "Мелкий снег" по одноименному роману (также известному у нас в стране под названием "Снежный пейзаж") Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965). Фильм повествует о жизни четырех сестер семьи Макиока в 30-е годы. "Сага о Макиока", выдержанная в жанре семейной хроники, создавалась в тяжелейшие годы войны и послевоенной оккупации Японии войсками США. Публикация первых частей романа в журнале "Тюо-корон" в 1943 была прекращена по требованию Военного министерства как "не соответствующего духу нации в переживаемое страной чрезвычайное время". Первую часть "антипатриотического" произведения Танидзаки напечатает на свои собственные средства тиражом в 200 экземпляров и раздарит друзьям и знакомым, получив после этого предупреждение от властей уже непосредственно в свой адрес. Впрочем, стоит отметить, что неодобрительные отзывы собратьев по перу Танидзаки услышал ещё до официального запрета публикации глав романа. Поддержал писателя лишь Ясунари Кавабата (удивительно, что когда в 1973 году Нобелевский комитет рассматривал вопрос о присуждении премии по литературе, двумя японскими кандидатами были Кавабата, получивший её в результате, и Танидзаки, хотя последнего уже не было в живых). Написанный в традициях реализма роман (название которого глубоко символично, ибо снег – редкое и неуловимое явление в Японии, особенно в юго-западной её части), увидел свет лишь в 1947 году и мгновенно завоевал огромный читательский успех, как 35 годами позже снискала популярность его экранизация.
Кобо Абэ (1924-1993, настоящее имя Абэ Кимифуса) принадлежит к числу хорошо известных русскому читателю японских писателей XX века. Мировую славу автору, начинавшему свою литературную деятельность в 1947 году с поэтического сборника "Анонимные стихи", принесли романы "Женщина в песках" (1962) и "Чужое лицо" (1964). Они получили признание у читателей в СССР сразу же после того, как были опубликованы в 1969 году в блестящем переводе Владимира Сергеевича Гривнина в легендарной серии "Зарубежный роман XX века" издательства "Художественная литература". В 1950 году судьба связала Кобо Абэ с Хироси Тэсигахарой, выдающимся режиссёром, скульптором, каллиграфом и мастером чайной церемонии, сыном основателя школы икэбана Согэцу. Совместно с Синъити Сэги и Сэкинэ Хироси они стали участниками авангардного творческого объединения "Сэйки" ("Век"). Фильм "Западня" (1962), в основе сценария которого лежала переработанная абсурдистская пьеса Абэ, стал первым опытом работы в игровом кино для Тэсигахары, который с 1953 года снимал экспериментальные фильмы. Но настоящую славу обоим принесли экранизации романов Абэ "Женщина в песках" (1964), "Чужое лицо" (1966) и "Сожжённая карта" (1968). За первый Тэсигахара получил специальный приз Каннского фестиваля 1964 года, фильм номинировался на Оскара как лучший иностранный фильм и стал, наряду с "Расёмоном" и "Семи самураями" Куросавы, одним из самых известных в мире японских фильмов. Копия кинокартины "Женщина в песках", которую мы представляем в этой программе, была подарена автором Музею кино. Памяти нашего донатора, удивительного Мастера и замечательного человека Хироси Тэсигахары, ушедшего от нас 8 лет назад, и посвящается этот сеанс.
Юкио Мисима (1925-1970, настоящее имя Кимитакэ Хираока) сегодня, пожалуй, самый популярный в России японский автор прошедшего века и один из самых экранизируемых в японском кино писателей. Режиссёр Кендзи Мисуми экранизировал мало известный у нас рассказ Мисимы "Меч" (1963). Он создавался в наиболее плодотворные для автора годы, после публикации романа "Дом Кёко", в период, когда Мисима уже вынашивал замысел своей тетралогии "Море изобилия". Начало шестидесятых годов – время многочисленных постановок пьес Мисимы на родине и начало популярности за рубежом, чему способствовали появившиеся переводы его произведений на европейские языки. Одновременно, Мисима находится в центре сразу нескольких скандалов, связанных как с его радикальной политической позицией, так и с особенностями формируемого им в СМИ собственного образа, пропагандирующего культ тела и силы. В этот период Мисима активно снимается как в художественных фильмах, так и для фотоальбомов с явными фетишистскими и мазохистскими мотивами. Это время его увлечения бодибилдингом и кэндо. Главный герой рассказа "Меч" – Кокубун Дзиро – капитан университетского клуба кэндо, человек, посвящающий каждый день и час своей жизни совершенствованию во владении клинком. Меч для него – символ веры, чистоты и целеустремленности. Именно из-за его стремления к идеальной "жизни ради клинка" окружающие начинают считать его фетишистом. Измена друзей, предательство женщины, тяжелая атмосфера в вузе приводят Дзиро на край пропасти – он решает использовать оружие по прямому назначению. Фильм "Меч", наряду с фильмом Кона Итикавы"Пламя" (по роману "Золотой храм", 1958), признан историками кино одной из лучших экранизаций произведений Юкио Мисимы."
Смотреть расписание www.museikino.ru/event/94
(с) Информация потащена с сайта Музея Кино
"Вместе с Посольством Японии в России и Японским фондом мы продолжаем цикл, посвящённый японской литературе на киноэкране. Программа этого года включает в себя экранизации произведений четырёх классиков японской литературы XX века.
Расцвет творчества Нацумэ (1867-1916, Сосэки – литературный псевдоним), приходится на последнее десятилетие его жизни – 1907-1916 годы. Именно в этот период им был создан роман "Затем" (1909), который вместе с романами "Сансиро" (1908) и "Ворота" (1910) образует своеобразную трилогию. В центре повествования – рефлексирующий герой-интеллигент, мир которого так хорошо знал и умел выразить Нацумэ (исследователи его творчества неоднократно подчёркивали исключительность влияния писателя на умонастроения японской интеллигенции того времени). Стиль художественного мышления Нацумэ Сосэки, обозначаемый понятием "тэйкай" (дословно: бродить в задумчивости) или "ёю" (свободное расположение духа), противостоял широко распространённому в то время в японской литературе натурализму ("сидзэнсюги ундо"). Удачная передача средствами кино эстетических принципов Сосэки, блистательная игра актёров, достоверно воссозданная атмосфера общества эпохи Мэйдзи объясняют успех фильма, поставленного по этому роману в 1985 году режиссёром Ёсимицу Морита и ставшего призёром многих фестивалей.
Выдающийся японский режиссёр Кон Итикава снял "Мелкий снег" по одноименному роману (также известному у нас в стране под названием "Снежный пейзаж") Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965). Фильм повествует о жизни четырех сестер семьи Макиока в 30-е годы. "Сага о Макиока", выдержанная в жанре семейной хроники, создавалась в тяжелейшие годы войны и послевоенной оккупации Японии войсками США. Публикация первых частей романа в журнале "Тюо-корон" в 1943 была прекращена по требованию Военного министерства как "не соответствующего духу нации в переживаемое страной чрезвычайное время". Первую часть "антипатриотического" произведения Танидзаки напечатает на свои собственные средства тиражом в 200 экземпляров и раздарит друзьям и знакомым, получив после этого предупреждение от властей уже непосредственно в свой адрес. Впрочем, стоит отметить, что неодобрительные отзывы собратьев по перу Танидзаки услышал ещё до официального запрета публикации глав романа. Поддержал писателя лишь Ясунари Кавабата (удивительно, что когда в 1973 году Нобелевский комитет рассматривал вопрос о присуждении премии по литературе, двумя японскими кандидатами были Кавабата, получивший её в результате, и Танидзаки, хотя последнего уже не было в живых). Написанный в традициях реализма роман (название которого глубоко символично, ибо снег – редкое и неуловимое явление в Японии, особенно в юго-западной её части), увидел свет лишь в 1947 году и мгновенно завоевал огромный читательский успех, как 35 годами позже снискала популярность его экранизация.
Кобо Абэ (1924-1993, настоящее имя Абэ Кимифуса) принадлежит к числу хорошо известных русскому читателю японских писателей XX века. Мировую славу автору, начинавшему свою литературную деятельность в 1947 году с поэтического сборника "Анонимные стихи", принесли романы "Женщина в песках" (1962) и "Чужое лицо" (1964). Они получили признание у читателей в СССР сразу же после того, как были опубликованы в 1969 году в блестящем переводе Владимира Сергеевича Гривнина в легендарной серии "Зарубежный роман XX века" издательства "Художественная литература". В 1950 году судьба связала Кобо Абэ с Хироси Тэсигахарой, выдающимся режиссёром, скульптором, каллиграфом и мастером чайной церемонии, сыном основателя школы икэбана Согэцу. Совместно с Синъити Сэги и Сэкинэ Хироси они стали участниками авангардного творческого объединения "Сэйки" ("Век"). Фильм "Западня" (1962), в основе сценария которого лежала переработанная абсурдистская пьеса Абэ, стал первым опытом работы в игровом кино для Тэсигахары, который с 1953 года снимал экспериментальные фильмы. Но настоящую славу обоим принесли экранизации романов Абэ "Женщина в песках" (1964), "Чужое лицо" (1966) и "Сожжённая карта" (1968). За первый Тэсигахара получил специальный приз Каннского фестиваля 1964 года, фильм номинировался на Оскара как лучший иностранный фильм и стал, наряду с "Расёмоном" и "Семи самураями" Куросавы, одним из самых известных в мире японских фильмов. Копия кинокартины "Женщина в песках", которую мы представляем в этой программе, была подарена автором Музею кино. Памяти нашего донатора, удивительного Мастера и замечательного человека Хироси Тэсигахары, ушедшего от нас 8 лет назад, и посвящается этот сеанс.
Юкио Мисима (1925-1970, настоящее имя Кимитакэ Хираока) сегодня, пожалуй, самый популярный в России японский автор прошедшего века и один из самых экранизируемых в японском кино писателей. Режиссёр Кендзи Мисуми экранизировал мало известный у нас рассказ Мисимы "Меч" (1963). Он создавался в наиболее плодотворные для автора годы, после публикации романа "Дом Кёко", в период, когда Мисима уже вынашивал замысел своей тетралогии "Море изобилия". Начало шестидесятых годов – время многочисленных постановок пьес Мисимы на родине и начало популярности за рубежом, чему способствовали появившиеся переводы его произведений на европейские языки. Одновременно, Мисима находится в центре сразу нескольких скандалов, связанных как с его радикальной политической позицией, так и с особенностями формируемого им в СМИ собственного образа, пропагандирующего культ тела и силы. В этот период Мисима активно снимается как в художественных фильмах, так и для фотоальбомов с явными фетишистскими и мазохистскими мотивами. Это время его увлечения бодибилдингом и кэндо. Главный герой рассказа "Меч" – Кокубун Дзиро – капитан университетского клуба кэндо, человек, посвящающий каждый день и час своей жизни совершенствованию во владении клинком. Меч для него – символ веры, чистоты и целеустремленности. Именно из-за его стремления к идеальной "жизни ради клинка" окружающие начинают считать его фетишистом. Измена друзей, предательство женщины, тяжелая атмосфера в вузе приводят Дзиро на край пропасти – он решает использовать оружие по прямому назначению. Фильм "Меч", наряду с фильмом Кона Итикавы"Пламя" (по роману "Золотой храм", 1958), признан историками кино одной из лучших экранизаций произведений Юкио Мисимы."
Смотреть расписание www.museikino.ru/event/94
(с) Информация потащена с сайта Музея Кино