Структура системы образования



Японская система образования включает в себя 5 стадий: детский
сад (1—3 года), начальная школа (6 лет), средняя школа низшей
ступени (3 года), средняя школа высшей ступени (3 года) и университет
(обычно 4 года). Существуют также колледжи, срок обучения в
которых составляет 2 или 3 года. Кроме того, при многих университетах
созданы аспирантуры.


Для детей от 6 до 15 лет обучение обязательное и бесплатное.
Однако подавляющее большинство окончивших среднюю школу низшей
ступени cтремится продолжить образование, и поэтому высшая ступень
средней школы сегодня стала неотъемлемой частью обучения подростков.
В 1986 г. 94% всех обучавшихся продолжили обучение в средней
школе высшей ступени — ситуация аналогичная положению в США,
а 35% выпускников средней школы поступили в университеты. Это
меньше, чем аналогичный показатель для США, где университетское
образование получают почти половина учащихся, однако больше,
чем в странах Западной Европы, где оно составляет в среднем
20—30%.


В дополнение к колледжам и университетам определенное количество
учащихся поступает в профессиональные училища. Более того, Радиоуниверситет,
открытый в 1985 г., предоставляет возможности для взрослых продолжить
образование при помощи курсов лекций по радио и телевидению.

Наряду с государственными учреждениями народного образования

на всех уровнях системы существуют частные школы. Они играют
особо важную роль в дошкольном и высшем образовании, которые
не являются обязательными по существующему законодательству.
По данным на май 1986 г. 76% детей воспитывались в частных детских
садах и 73% студентов обучались в частных университетах, а также
28% учеников ходили в частные средние школы высшей ступени.

Растет число японских студентов, уезжающих учиться за рубеж.

В 1985 г. 24 тыс. студентов обучались за границей. В то же время
в Японии обучались 15 тыс. иностранцев, в основном, из стран
Азии.


Управление системой образования в Японии децентрализовано,
Министерству просвещения придаются широкие координационные функции.
Ответственность за школьные бюджеты, программы обучения, подбор
преподавательских кадров и контроль за начальным и средним образованием
возлагается на местные советы по образованию, назначаемые местными
органами власти.


Что касается программ обучения, каждая школа составляет свое
учебное расписание в соответствии с «Программой образования»,
подготавливаемой и издаваемой Министерством просвещения. Учебники
выбираются местными советами по образованию среди рекомендованных
Министерством.

Образование играет особо важную роль в системе пожизненного

найма, распространенной в Японии. Для того чтобы получить работу
в компании высшего разряда, необходимо закончить один из первоклассных
университетов, для чего, в свою очередь, нужно учиться в престижной
средней школе обеих ступеней. В связи с ожесточенной конкуренцией
на вступительных экзаменах растущее число учеников посещает
частные репетиторские школы. Эти школы, существующие в дополнение
к основному школьному курсу, подготавливают учащихся к поступлению
в определенный университет с самого раннего возраста — с яслей
и вплоть до вступительных экзаменов.

Реформы, проведенные после Реставрации Мэйдзи и Второй мировой

войны, открыли дорогу широкому распространению образования в
Японии.

Однако
в последние годы в системе образования возник ряд определенных проблем,
связанных с проявлениями насилия, хулиганством, ужесточившейся
конкуренцией за право обучаться в лучшей школе. Кроме того, становится
ясно, что система должна быть изменена с учетом современных
потребностей японского общества, вызванных структурными сдвигами в
промышленности, развитием техники и усиливающейся интернационализацией.
Для определения этих задач и планирования долговременных целей системы
образования в 1984 г. был учрежден Национальный совет по реформе
образования, консультативный орган при премьер-министре. В 1987 г.
Совет представил следующие рекомендации, основанные на принципе
воспитания индивидуальности, необходимости постоянного образования в
течение всей жизни, потребностях интернационализации общества и
информационной революции: 1) более широкий выбор предметов должен быть
представлен на стадии средней школы обеих ступеней; 2) программа
университетских вступительных экзаменов должна быть расширена таким
образом, чтобы каждый университет мог ввести свои собственные виды
экзаменов; 3) должны быть увеличены возможности продолжить обучение для
тех, кто не окончил школу; 4) должны быть увеличены возможности
обучения иностранных студентов.

источник: www.niigata.ru/japan_education.htm - весьма интересный сайт...возможно выкладывался ранее...