18:09 

Виды кимоно.

Мангусто
Люди всё время доверяют мне свои тайны. Наверное, знают, что мне некому их разболтать. Спенсер Рид.
Виды кимоно





Тут у нас представлено кимоно в полной сборке с обозначением отдельных деталей.
Некоторые из этих деталей (самые необходимые, на мой взгляд) помечены циферьками. Их-то я вам сейчас и перечислю.

1 - "датэ-эри" - дополнительный воротник верхнего кимоно, "подворотничок", если по-армейски.
2. - "эри-авасэ" - место, где края воротника накладываются один на другой (левая пола кимоно - на правую), "перекрестье" на груди.
3. - "хан-эри" - пришивной воротник джюбана (нижнего кимоно), видимый спереди и в "декольте" на спине.
4. - "эри" - собственно, воротник кимоно.
5. - "оби-агэ" - шарфик из тонкого шелка, газа или шифона, повязываемый поверх пояса оби, маскирует подвязки и крепеж пояса.
6. - "оби-джимэ" - шнур из шелковых нитей, завязываемый поверх оби, чтоб вся конструкция не развалилась.
7. - "таби" - носки с отделенным большим пальцем.
8. - "дзори" - одна из разновидностей шлепанцев, носимых с кимоно.
9. - "оби" - собственно, пояс кимоно.
10. - "содэ" - рукав кимоно.
11. - "оби/о-тайко" - узел пояса, называемый "барабанчик". Если узел завязан по-другому, то и название будет другим. Но "тайко" - пожалуй, самый распространенный и демократичный. Подходит под любой вид кимоно и для любого возраста.
12. - "мон" - герб семьи, к которой принадлежит дама. Монов на кимоно может быть 1, 3 или 5. В зависимости от положения на кимоно могут быть: "сэ-мон" - в центре спины, "содэ-мон" - на рукавах сзади, "муна-мон" ("даки-мон") - спереди на обеих сторонах груди.
13. - "хиёку" - краешек датэ-эри, выступающий за край воротника.

Картинки 2 (слева) и 3 (справа).



Нижнее белье для кимоно и "крепеж" - то, на чем это вся куча шелка держится и чем придается необходимый силуэт.

На картинке 2:
- в правой части ближе к центру, белые "рубашка" и "юбка с запАхом" - "нибушики-джюбан" - нижнее кимоно, разделенное на две части, верхнюю и нижнюю.
- в правой части ближе к правому же краю, розовый "халатик" - "нага-джюбан" - тоже нижнее кимоно, но не отделенное.
- в правой части внизу - "тсуке-содэ" - верхняя часть нибушики-джюбана со съемными рукавами, иногда - на молниях. Цвет рукавов можно подобрать в тон к кимоно, не обязательно белое. Рукава-содэ для такой "рубашки" можно приобрести отдельно.

На левой части картинки 2 сверху вниз:
- "эри-шин" - полоска ткани, прикрепляемая к нижней части воротника нага-джюбана на спине строго по центру. Используется как вспомогательная деталь. Позволяет облегчить процесс надевания кимоно тем, что с помощью этого "отвеса" можно четко определить центральную линию кимоно на спине и регулировать величину "декольте" на спине.
- "химо" или "коши-химо" - подвязки-пояски для кимоно и нижнего белья под кимоно. Для комплекта должно быть 3-4 штуки.
- "датэ-джиме" - нижние пояса из тонкого шелка, муслина или хлопка. Фиксируют линию талии на нижнем кимоно и собственно кимоно под оби, не давая расползаться форме. В комплекте должно быть 2 штуки.
- "оби-ита" - жесткая картонка, обшитая тканью. Подкладывается под пояс оби спереди, чтоб жестко держал форму и не складывался на талии.
- "оби-макура" - подушка под оби. Подкладывается внутрь узла "тайко", чтобы придать округлую форму.

На картинке 3:
- слева, верхнее - "хада-джюбан" - рубашечка-распашонка под кимоно, без воротника. Рукава обычно не длиннее, чем до локтя.
- слева в центре - "сусоёке" - нижняя юбка под кимоно. Чуть ниже колен.
- справа сверху - специальный лифчик для кимоно. От обычного отличается шириной и целью: если обычный лифчик должен подчеркнуть наличие бюста, то лифчик для кимоно должен максимально возможным образом загладить эти досадные выпуклости. Можно заменить и простым лифчиком, но на размер-другой чашечек поменьше и безо всяких пуш-апов и прочего поролона.
- справа пониже - "ванпис" - нижнее платье. Обе части нижнего белья под кимоно, соединенные в одну вещь.Обычная комбинация, но с рукавами.
- в самом низу - полотенца для ликвидации талии и превращения фигуры в ровный столбик. В зависимости то того, насколько проблема запущена, может понадобиться от одного до трех и больше полотенец. Одно полотенце обязательно прикрепляется на грудь, опять-таки, чтоб загладить ее до полного видимого отсутствия. Два других наматываются на пояс спереди и сзади.

Несколько моментов, которые надо отметить:
Сначала надевают нижнее белье - трусы (тут не указано, но их никто не отменял!) и лифчик,обычный или нет - что есть.
Потом - сусоёке и хада-джюбан, которые по сути тоже - нижнее белье.
Приматываются полотенца.
Надевается нага-джюбан - нижнее кимоно.

Сусоёке и хада-джюбан обычно делают белого или телесного цвета из гигроскопичных материалов типа хлопка, чтобы хорошо впитывали пот и позволяли коже дышать.
Нага-джюбан - обычно шелковый, бывает белого, розового, красного цветов традиционно (с мелким рисунком или без) и любого возможного цвета в современной действительности. Зависит от ситуации и общего комплекта кимоно. Поскольку нага-джюбан обычно немного виден (воротник, в разрезах рукавов, в отвороте нижнего края кимоно) сочетание по цвету с верхним кимоно - совершенно необходимо.
Рукава-содэ иногда в наше время бывают и украшены кружевом по внешнему краю, который виден в разрез рукава.

К воротнику нага-джюбана (обычно простому и гладкому) часто пришивают дополнительный - хан-эри - белый или другого подходящего цвета, вышитый шелком. Для красоты и особой торжественности. Сочетание цвета и рисунка вышивки также должно гармонично укладываться в общую картину.

Картинка 4.

Оформление воротника (воротников?).

Сверху - слева - цветные накладные хан-эри с вышивкой. Справа - белый хан-эри, видимый в отворотах кимоно.

Снизу - слева - датэ-эри - "подворотнички" для воротника верхнего кимоно. Подшиваются к изнанке воротника так, чтобы снаружи была видна узкая полоска. Используется не всегда, но при правильном использовании такая простая деталь может довольно сильно поменять общий эффект. Нуждается в строгой цветовой координации с прочими деталями костюма.
Справа - недавняя мода: кружевные хан-эри. Подходит далеко не к каждому виду кимоно, но смотрится очень красиво (если правильно подобран весь комплект). Обычно в ходу у молоденьких девушек.

Картинка 5.

Оформление пояса оби. Оби-агэ.

Сверху - для официальных и парадных ситуаций. Цветное кимоно сочетается с цветным же оби-агэ, но бледных тонов. Черное кимоно - с белым или очень слабо тонированным оби-агэ.

По середине - для неформальных случаев оби-агэ может быть ярких, контрастных цветов и с мелким рисунком. Должно хорошо сочетаться с поясом оби и самим кимоно, конечно.
Здесь не указано, но в последнее время появилась мода и на кружевные оби-агэ. Понятно, для конкретно неформальных случаев и для молодых девушек большей частью.

В самом низу предлагается также для неформальных случаев использовать в качестве оби-агэ шелковые цветастые шарфы и платки (если они подходят по размеру и цвету).

Картинка 6.

Оформление пояса оби. Прочие детали.

Справа - оби-джиме. Шнурок из шелковых нитей, скрепляющий всю конструкцию пояса оби. Может быть круглый, плоский или квадратный в сечении.

Самый верхний рисунок по центру - виды оби-джиме, подходящие для особо торжественных и формальных случаев. Как видите, цвета - белый или очень светлый с золотой или серебряной нитью.
Ниже - цветные оби-джиме для полу-формальных ситуаций. Обычно сочетаются по цвету с общим тоном кимоно.
Еще ниже - цветные оби-джиме для неформальных случаев. Большой простор для цветовых сочетаний. Может быть и контрастных цветов, и совпадающих.

С правой стороны показы варинаты оби-джиме по толщине и фактуре.

Слева, за чертой - мелкие аксессуары, украшающие пояс оби.
В самом верху - оби-домэ - брошки на пояс, цепляемые на оби-джиме. Если собираетесь использовать такую брошку (или пряжку?), оби-джиме, на который она и цепляется, лучше брать тонкий и плоский.
Брошки эти могут быть как маленькими и скромными, так и довольно крупными, украшенными драгоценными камнями. Очень часто подбираются по сезону или по поводу.

Ниже - оби-казари - украшения для оби. Такие вот висюльки, похожие на те, что цепляются к мобильным телефонам или ключам. Только более тонко сделанные и красиво украшенные. Обычно имеют петельку, в которую можно продеть химо - подвязку для пояса. На этом и держатся. Обычно располагаются с правой стороны.
Также используются и нэцкэ: с одной стороны - красивая маленькая фигурка-скульптурка, которая свисает на пояс и видна снаружи. А с другой стороны к фигурке на цепочке-веревочке присоединены, например, часики, которые прячутся за поясом. Как и прочие декоративные висюльки, располагается справа.

В самом низу слева - необходимая деталь, особенно для формального костюма - веер "сэнсу". Заправляется за пояс оби так, чтобы снаружи был виден кусочек рукоятки в 2-3 см длиной, с левой стороны.
Веера эти утилитарного значения не имеют. Их не пользуют для обмахивания себя или кого-либо еще. Чисто формальная деталь костюма. В некоторых случаях используются для выражения субординации.

Картинка 7.

Носки и обувь.

Сверху - варианты носков таби.
Крайние справа - белые таби, подходящие под любой случай и любой вид кимоно (кроме, пожалуй, юкаты, с которой обычно носят дзори на босу ногу).

Рядом - слабо тонированные таби, очень бледных нейтральных тонов, бежевого или кремового. Обычно одного цвета с оби-агэ, датэ-эри и оби-джиме, если дело касается формальных или полуформальных ситуаций.

Следующие - носки цветные и с рисунком. Только для неформальных ситуаций и видов кимоно. Остро нуждаются в правильном цветовом сочетании с прочими деталями ансамбля. Попадались варианты, когда носки повторяли цветом нижнее кимоно, нага-джюбан. Или один-два тона из основных тонов кимоно.

Крайние слева - носки цветные стреч. Из современных материалов, без застежки сзади. По цветовым сочетаниям и использованию - так же, как обычные цветные таби.

Нижняя половина - варианты формальных дзори, шлепанцев для кимоно. Высота "платформы" зависит от роста той, которая носит эту обувку. Но разница не особо велика. Дзори выше 5 см не бывает.
Черные дзори обычно идут для траурного комплекта.
Дзори другого цвета нуждаются в цветовом согласовании с прочими деталями ансамбля. В первую очередь это касается "веревочек"-ремешков.

Картинка 8.

Другие виды обуви для кимоно.

Гэта. От дзори, которые в центре, отличаются наличием отделенного каблука. Или даже двух, как на рисунке сверху по центру (татэ-гэта). Бывают как полностью деревянные, лакированные или окрашенные, так и с верхней поверхностью, сплетенной из мягких сортов тростника - "татами-омотэ гэта". Современные гэта делают и из винила, но такую обувку используют только для неформальных ситуаций, для юкаты чаще всего.
Чем формальнее обувь, тем более гладкой и светлой должна быть верхняя поверхность.

Снизу справа показаны разновидности дзори. По высоте "платформы", по материалу.

Снизу по центру - сменные ремешки для дзори. Можно подбирать под конкретный комплект. Видно также, что для формальных случаев предлагаются все те же бледные, бело-бежево-кремовые тона с золотом или серебром. А для более свободных ситуаций - яркое разноцветье.

Снизу слева - варианты защиты обуви и носков на случай дождя и прочей сырости под ногами. Защита съемная. Может быть как пластиковым "мешочком" с креплениями, так и тканевой "насадкой", подобранной в цвет ансамбля.

Картинка 9.

Сумочки для ансамбля кимоно.
Также совершенно необходимая деталь хотя бы потому, что кимоно не имеет карманов, а все необходимое надо куда-то складывать.

Слева в самом верху - типичная сумочка для формально-торжественного комплекта. Обычно можно прибрести комплект: дзори и сумочка, выдержанные в едином стиле и цветовой гамме.

Центральный ряд - нарядная сумочка для вечеринки, сумочка для траурного комплекта, полу-формальная сумочка для визитов.

Снизу - варианты неформальных сумочек для простых видов кимоно. Понятно, нуждаются в строгой координации со всем ансамблем как по цвету, так и по стилю.

Снизу слева - сумочка, сделанная из платка-салфетки "фурошики". Просто и удобно. Но подходит только к полуформальным или неформальным ситуациям и ансамблям.

Ну, и чисто напоследок - картинка дамы в кимоно типа "иро-томесоде" в полном комплекте. Чтоб посмотреть, где чего приспособлено из того, что описано выше.

Картинка 10.

В таком наряде можно пойти на торжественный ужин, в театр и другие полуформальные мероприятия.
Обратите внимание на силуэт - ровный, аккуратный столбик. Никаких выпуклостей-впуклостей.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для начала - немного общих сведений.
"Кимоно" по-японски можно писать хираганой "きもの", как оно чаще всего и пишется. А можно и канджами "着物", которые переводятся просто и незамысловато: то, что одевают. Правда, если лет двести назад "кимоно" имело значение просто "одежда", то в наше время под "кимоно" понимается вполне определенный вид одежды - традиционный японский, как мужской, так и женский. А также детский и фестивальный.



На этом развороте показаны все основные современные виды женских кимоно. В порядке возрастания формальности слева направо. Т.е. крайнее левое - самое легкомысленно-неофициальное, а последнее справа - самое парадно-официозное.

Стало быть, перечисляю их тоже в порядке возрастания официозности слева направо по развороту:

1. Юката - ゆかた.
2. Тсумуги - 紬.
3. Комон (Эдо-комон) - 小紋 (江戸小紋;).
4. Иромуджи (Мофуку, Иро-мофуку) - 色無地 (喪服, 色喪服;).
5. Хоумонги (Тсукэсагэ) - 訪問着 (付け下げ;).
6. Фурисодэ - 振袖.
7. Иро-томэсодэ - 色留袖.
8. Куро-томэсодэ - 黒留袖.

В скобочках указаны подвиды, которые часто упоминаются как независимые разновидности кимоно.

Кимоно бывают:
"авасэ" 袷 - кимоно с подкладкой - носят зимой, ранней весной и позденй осенью (с октября по май).
"шяавасэ" 紗袷 - кимоно из тонкого шелка (газа) с подкладкой - носят летом (конкретно - в июне).
"хитоэ" 単衣 - кимоно без подкладки - носят весной, летом и осенью (с мая по октябрь).
"усумоно" 羅物 - тонкое кимоно, чаще всего сшитое из полу-прозрачного шелка "ро" - носится на пике лета, в августе.

Полотно для кимоно может быть соткано из предварительно окрашенной пряжи разных цветов, давая рисунок в полосочку, клеточку и т.п. Также полотно может быть соткано из монотонно-окрашенной (или вообще не окрашенной) пряжи и рисунок наносится либо трафаретным способом на ткань (комон), либо рисуется мастером вручную (юзэн). По статсусу и стоимости кимоно, украшенное вышивкой и/или рисунком в технике "юзэн", ценится выше, чем кимоно из "трафаретной" ткани. Кимоно, сшитое из ткани, состоящей из предварительно окрашенных разноцветных волокон, - самое дешевое.
Формальные виды кимоно (томэсодэ, фурисодэ, хомонги) обычно украшаются рисунком в технике "юзэн" и/или вышивкой.
Все остальные - шьются из более просто окрашенных тканей.

Теперь немного более подробно о каждом виде кимоно.

Начнем с самого формального - куро-томэсодэ (黒留袖;).

Вот на картинке полный ансамбль.

Как следует из названия, куро-томэсодэ - кимоно из монотонно черного шелка с рисунком только ниже пояса и короткими рукавами. Как правило, рисунок выполнен с преобладанием бело-серебрянно-золотой гаммы и прочих светлых тонов.
В доисторические времена расположение рисунка и его тема однозначно говорили о том, чем занимается семья дамы и каковы примерно у них доходы. Поскольку сейчас куро-томэсодэ бОльшей частью берут на прокат, рисунок обычно нейтральный.
Однако, до сих пор существует зависимость рисунка куро-томэсодэ от возраста дамы. Чем старше дама, тем меньше в рисунке "посторонних" цветов и обычно рисунок меньше и скромнее.
Вот, к примеру:



Слева - рисунок для молодой женщины. Справа - для дамы в возрасте.
Есть и промежуточные неопределенные варианты, примерно подходящие для дам в широком возрастном диапазоне (от 20 до 50).

Куро-томэсодэ всегда имеет все пять гербов (на спине, на рукавах и на груди).

Примерно так. Обратите внимание: на этом кимоно рисунок идет непрерывно, начинаясь от середины примерно левой полы (которая сверху) и заканчиваясь там, где обычно и накладывается верхняя пола на нижнюю. Достаточно часто встречающийся вариант дизайна, называемый "Эба".

Куро-томэсодэ - наиболее официозное из всех видов кимоно. Носится исключительно замужними дамами. Комплект не допускает никаких вольностей и - упаси Боже! - хоть какого-то намека на сексуальность. Наряд должен продемонстрировать статус солидной дамы, ее положение и доходы ее мужа (семьи).
Надевают на свадьбы (обычно матери жениха и невесты), на очень официозные сборища, для официальных визитов к людям, занимающим значительно более высокое положение. Это не вечерний туалет. Скорее - смесь парадного и официального костюма.

В комплект обязательно входят все слои нижнего белья и выравнивающих фигуру тряпок. Надеть куро-томэсодэ без нага-джюбана, например, - это все равно, что надеть смокинг на голое тело.
Все нижнее белье и нага-джюбан - белые шелковые или из современных материалов, имитирующих шелк (исключение только самое нижнее белье, которое обычно хлопковое).
Изредка куро-томесодэ носят вместе с дополнительным слоем кимоно, надеваемого поверх нагаджюбана, - хиёку. Но чаще всего ограничиваются современной имитацией дополнительного слоя - специально подшитой "подкладкой", так, чтобы краешек был виден около ворота, в разрезах рукавов и отвороте верхней полы.

Накладной воротник нага-джюбана хан-эри и хиёку обычно украшены шитьем белого, серебрянного или золотого цветов.

Пояс-оби для куро-томэсодэ должен быть тканым преимущественно из золотых нитей с рисунком, подходящим к самому кимоно.
Тип оби - фукуро. Т.е. пояс двусторонний и с рисунком по всей длине пояса. Узел - исключительно "тайко".

Оби-джимэ и оби-агэ - белого (или светлых пастельных тонов), золотого или серебряного цветов. Никаких дополнительных украшений в виде хитромуных бантиков, брошек "оби-домэ" или бусиков не положено.

Единственное необходимое "украшение" - статусный веер сэнсу. Должен иметь черные лакированные боковины и направляющие рейки и монотонно золотую или серебрянную поверхность без рисунка. Боковины могут быть украшены мелким рисунком подходящей темы.

Носки таби - исключительно белые шелковые.

Сумка и тапки дзори должны быть в едином дизайне, подходящем под общий ансамбль. Цвета тоже - белый или пастельных тонов, серебряный, золотой.
Например:


Макияж и маникюр - натуральных цветов, неброский.
Украшения для волос также ограничены серебряным, золотым и белым цветами. Стиль прически - строгий.

Короче, скука страшная. Наглядное изображение "золотой клетки".


Вторым по формальности считается иро-томэсодэ (色留袖;).

Полный ансамбль иро-томэсодэ.

"Томэсодэ" можно очень вольно перевести как "рукав, оставленный без рисунка". Это относится и к куро-томэсодэ, и к иро-томэсодэ.
Стало быть, иро-томесодэ - кимоно из монотонно-окрашенного шелка с рисунком только ниже пояса и короткими рукавами.
Это кимоно носят равно и замужние, и незамужние дамы. Разница в возрасте и положении показывается, в основном, основным цветом шелка и размером рисунка и его цветовой гаммой. Чем ярче цвета и обширнее рисунок, тем моложе дама-хозяйка кимоно.
Потому иногда в аннотации к конкретному иро-томэсодэ указывается возрастной диапазон, для которого это кимоно подходит.
Вот, например, слева - кимоно для дамы в возрасте 30-50 лет, а справа - для 40-60 лет:


Иро-томэсодэ может иметь пять гербов. Тогда по формальности оно полностью приравнено к куро-томэсодэ. И все, что написано для черного официального кимоно, справедливо и для пяти-гербового цветного. Т.е. все детали костюма должны быть выдержаны в бело(пастельно)-серебряно-золотой гамме с минимумом излишеств и максимумом скромности.
Это наиболее формальное кимоно для тех, кого трудно назвать "девушка", но мужа при этом не имеется ("старые" девы и разведенки). Это кимоно на свадебную церемонию могут надеть подружки невесты или жениха, родственницы и прочие дамы старшего поколения.

Если иро-томэсодэ имеет только три герба (на спине и на рукавах), то это уже считается менее формальное кимоно. Не говоря уже про один-единственный герб.

Мало-гербовое иро-томэсодэ можно надеть в театр, на чайную церемонию, в гости к старшим товарищам, на пьянку средней степени формальности.

Такое кимоно допускает больше вольностей в деталях. Например, хиёку ("подкладку") можно заменить фальшивым цветным воротником "датэ-эри". Допустимо больше вариаций в цветовой гамме оби-агэ и оби-джимэ. Можно использовать небольшие украшения для пояса-оби в виде брошек "оби-домэ" или хитроумно-завязанного узла оби-джимэ. Правда, такое украшательство больше дозволено молодым дамам. Солидным матерям семейств надлежит демонстрировать строгость и сдержанность.

Короче, немного повеселее, но и только.


Третьим по формальности видом кимоно считается "фурисодэ" (振袖;) - дословный перевод "развевающиеся рукава".

Полный ансамбль фурисодэ.

Фурисодэ носят исключительно молодые незамужние девушки как парадное кимоно. Причем, если учесть конкретный возраст носительниц (10-20 лет), то скорее даже - девочки. Девушки после совершеннолетия фурисодэ носить не должны. Это уже время других видов кимоно.

Чем младше девочка, тем ярче и наряднее весь ансамбль. Допустимые цвета для девочек варьируются от "очень ярко" до "вырви глаз". Ближе к 20-летию и рисунок поскромнее, и цвета побледнее. Хотя в наше время мало кто соблюдает это правило и на День Совершеннолетия ("сеиджин-но шики" 成人式, второй понедельник января) большинство девушек наряжается так ярко, как только возможно.

Рукава у фурисодэ могут быть трех возможных вариантов длины:
"оо-фурисодэ" - 大振袖 - с длиной рукава 114-125 см.
"чю-фурисод" - 中振袖 - с длиной рукава 91-106 см.
"ко-фурисодэ" - 小振袖 - с длиной рукава 76-86 см.
В доисторические времена длина рукава была показателем состоятельности и важности родителей девочки: чем длиннее рукав, тем мажорнее предки.
В наше время обычно предпочитают носить "оо-фурисодэ" на День Совершеннолетия (все ж помнят о традиции и хочется показать себя во всем блеске, тем более, что фурисодэ обычно берут напрокат). А "ко-фурисодэ" чаще всего носят с брюками-хакама в комплекте, обычно надеваемом на день получения диплома.

Вот так примерно. Это хакама с ко-фурисодэ.

Фурисодэ надевают на праздничные вечеринки, на свидания, для посещения храмов (особенно - в Новый Год), в театры, на чайные церемонии, в гости к подружкам по праздникам (Хина-матсури, например).

Нага-джюбан для фурисодэ может быть как белого, так и другого цветов. Обычно - розовый или красный, с вышивкой и рисунком. Очень часто для неформальных выходов хан-эри (накладной воротник нага-джюбана) может быть кружевным, ажурным или яркого контрастного цвета. Также допустимы кружевные рукава-содэ для нага-джюбана.
Дополнительного слоя хиёку обычно не бывает. Но часто используют "фальшивый" дополнительный воротник "датэ-эри" подходящего цвета.

Обычно фурисодэ не имеет гербов в наше время. Или в особо специальных случаях имеет все пять.

Пояс-оби - обычно "фукуро", полноцветный, с крупным и ярким рисунком. Завязывается всевозможными пышными узлами в форме бантиков, бабочек, цветов, очень часто с использованием дополнительных накладок для придания пышности.


Оби-агэ может быть также широким, ярких цветов, иногда завязанным поверх самого пояса-оби и заправленным за отворот воротника.
Оби-джимэ может быть завязан красивым объемным узлом, с вплетением дополнительных шнуров. И украшен шелковыми цветочками, бусиками, брошками оби-домэ. Короче, чем больше наворочено, тем веселее.


Носки-таби - белые шелковые.

Сумка и дзори - желательно одного дизайна и цветовой гаммы.

Макияж и маникюр может быть довольно ярким. Зависит от конкретной ситуации. Если комплект надевается на вечеринку со сверстниками, то возможно довольно яркое цветосочетание. И довольно много вольности допустимо в отношении прически и украшений к ней.


На этой картинке слева - фурисодэ. Обратите внимание на узел оби-джимэ, широко повязанный оби-агэ и датэ-эри совершенно контрастного зеленого цвета.

Справа - тсукэсагэ.
--------------------------

Стало быть, юката (ゆかた;) - самый неформальный вид кимоно. Летнего кимоно.
Юкату носят с июля по сентябрь приблизительно.
"Юката" можно записать и канджами. Причем, встречается два варианта написания с одинаковым прочтением.
浴衣 - современное, дословно "одежда для бани". Первый иероглиф значит "баня, ванна", а второй - "одежда".
湯帷子 - историческое написание (юкатабира), используется редко, точно также значит "одежда для бани".
Собственно, уже из названия понятно, чем эта одежда была когда-то: банным халатиком, пижамой.

Хэйанские дамы пользовались такими для посещения о-фуро (ванны). С периода японской истории Адзучи-Момояма (вторая половина 16го века), юкаты для посещения бани надевают уже практически все слои японского населения. А во времена Эдо легкие халатики становятся неформальной одежкой для летней жары, которую не брезговали носить ни крестьяне, ни самураи, ни прочие жители городов и сел.

Но и своего исходного смысла как одежда для бани и сна юката не потеряла. Во всех японских гостиницах, рёканах и публичных банях вам обязательно предложат юкаты (правда, кое-где - за отдельную плату).



В отличие от остальных видов кимоно, юката может быть сшита НЕ из шелка. Набивной хлопок, разной тонкости выделки, лен и местная разновидность пеньковых волокон. Шелковые юкаты бывают, но значительно меньше распространены в наше время. Современные ткани иногда бывают с дополнением синтетических волокон, чтоб не мялось или для придания ткани интересных фактурных эффектов (типа букле или какого-нибудь рельефного рисунка).

Опять-таки, в отличие от других видов кимоно, юката (сама по сути - нижнее белье) не нуждается в таком количестве "внутреннего содержания": нага-джюбан с юкатой не носят, равно как обычно не пользуются дополнительными тряпками для ликвидации талии. Хотя и запрета нет.
Короче, если вам хочется просто расслабиться в жаркий летний денек, то юкату можно надеть на стандартный набор нижнего белья (тусы-лифчик), подпоясаться - и все.
Если же вы хотите посетить какое-нибудь мероприятие, где "себя показать и людей посмотреть", то лучше добавить юката-хадаги (ゆかた肌着;) - нижнее белье специально для юкаты, и какую-нибудь жесткую подкладку под пояс, оби-ита (по деталям ансамбля кимоно и всяким нужным мелочам смотрите первый пост из этой серии).

Юката-хадаги.
Рукава могут быть длиннее или короче (может и вовсе не быть), кружавчики тоже не обязательны.

Касательно поясов для юкаты.
Поскольку юката - самое неформальное кимоно, то и пояса для нее много проще, чем для более "серьезных" кимоно.

Что НЕ НОСЯТ с юкатой: формальные и полу-формальные оби (мару-оби, фукуро-оби, нагоя-оби) - тяжелые, двухслойные, шитые золотом полноцветные пояса. Это как к пижаме нацепить бриллиантовое колье или вместе с плавками галстук повязать на голую шею.

Соответственно, что носят:
1. Самый распространенный вариант - "ханхаба-оби" 半幅帯 - дословно "половинной ширины оби".
Тканый хлопковый (но бывает и шелковый или из синтетических волокон) пояс шириной примерно в половину обычного оби.
Т.е. если обычный парадный оби примерно 30 см шириной, то ханхаба-оби - около 15 см. Длина такая же или немного меньше - 360 см.
Понятно, что такой пояс завязывать много проще, чем широкий. Потому вариантов узлов для ханхаба-оби существует совершенно гигантское разнообразие.



Ханхаба-оби может быть однотонным, многоцветным, с рисунком или полосато-клетчатый, двусторонний или односторонний... Какой угодно, короче. Подбирается под цвет и рисунок самой юкаты.
Модные варианты ханхаба-оби в большом ассортименте водятся на одном из крупнейших местных сайтов он-лайн продаж "Ракутен"

Есть еще менее формальный пояс для юкаты - так и называется "юката-оби", более редкий вариант названия "ёнсун-оби" (四寸帯;). Как следует из названия ("четверть оби"), ширина такого пояса 5-7.5 см. При стандартной или чуть короче длине. Такой поясок вам и выдадут к юкате в рёкане или онсене, чтоб подвязать пижамку.
Такие же пояса носят с мужскими юкатами. Только мужские юката-оби обычно более темных и сдержанных цветов и рисунок более "мужской", обычно геометрический (всякие квадратики-крестики и т.п.).

Слева - мужской пояс для юкаты, справа - женский.

Кстати, обматывать основную часть пояса вокруг тушки не обязательно ровно и плоско. Можно и слегка красиво подвернуть краешек (особенно, если пояс двусторонний с разными цветами) или повязать "накрест" (как на самой верхней картинке).

2. Последнее время популярностью пользуются ханхаба-оби с уже завязанным бантиком. Т.е. в компект входит пояс, который нужно просто плотно обмотать вокруг талии, и конструкция вроде широкой "шпильки", которая втыкается за пояс сзади и привязывается веревочками, чтоб не потерялось.
Пояса такие называются "тсукэ-оби" 付け帯, "тсукури-оби" 作り帯, "мусуби-оби" 結び帯 - это все значит одно и то же: уже завязанный пояс.
Готовые узлы разнообразием не отличаются, обычно это бантик. Зато какое фантастическое богатство расцветок!

Это тоже с "Ракутен"

3. С ханхаба-оби обычно не носят оби-аге (тонкий шарфик, повязываемый над оби). Зато носят "хэко-оби" 兵児帯 - широкий шарф-кушак из тонкого, легко драпирующегося шелка.
Ширина такого кушака обычно от 50 до 75 см при длине около 4х метров.
Изначально это был мужской пояс, темных тонов, часто окрашенный в технике "шибори". К концу эры Мейджи пояс стал популярным дополнением к детскому парадному кимоно и одним из вариантов пояса для юкаты.
Только для детских парадных кимоно хэко-оби повязывается ПОД основным поясом с бантиком на левом боку:
А на юкатах хэко-оби либо ВМЕСТО пояса, либо ПОВЕРХ, как дополнение и украшение. Причем, таких поясов может быть два, разных цветов (как контрастных цветов, так и сочетающихся).
Современные хэко-оби делают не только из шелка, но и из искусственных волокон (особо популяре полиэстер). С гофрировкой, кружавчиками, вышивкой люрексом и всякими прочими наворотами для пышности и красоты.

Во такая красота! Еще варианты можно посмотреть тут.

На пояс к юкате цепляют для пущей красоты и яркости и оби-джимэ (шнурок декоративный), завязанный крупным узлом, и оби-домэ (брошка к оби-джимэ), часто в виде цветка из шелка, и бусики всякие в два-три ряда, и еще сверху чтоб кружавчики торчали.

Короче, юката - это самое подверженное моде кимоно. Расцветки меняются каждый год. И то, что было остро модно в прошлом году, в этом носить уже негламурно.
Поскольку полный набор для юкаты стоит относительно недорого и вполне сравнимо по цене с модными летними ансамблями европейского стиля, такое стремительное изменение понятно (хотя насколько оно разумно - вопрос отдельный).

К юкате помимо пояса прилагаются обувь (чаще всего гэта, которые носят на босу ногу) и сумочка.
И то, и другое таких же ярких и праздничных тонов, что и сама юката. Обычно в сезон можно приобрести комплект из двух-четырех основных предметов ансамбля. Самый простой - юката и ханхаба-оби. Самый полный включает гэта и сумочку.


Моделей гэта и сумочек для юкат сейчас существует совершенно гигантское разнообразие и по цвету, и по материалу, и по форме. Можно составить комплект от очень сдержанного традиционного стиля до ультра-модного и ультра-яркого молодежного. На любой вкус.
Носки с юкатой не носят.

Зато носят всякие побрякушки на прическах. Чем ярче и красивше, тем лучше.
Примеры и образцы можно глянуть тут.

В общем, думаю, вы уже поняли, что юката - это нечто легкомысленное, праздничное и яркое. Настоящая летняя одежда. Наряд для многочисленных летних фестивалей.

Несколько фоток напоследок, сделанных в магазинах. Это то, что предлагалось носить в этом сезоне.

Пожалуй, наиболее классический комплект. Сдержанно и по делу. Такое подойдет молодой женщине, уже замужней и с детьми. Ханхаба-оби, оби-джиме с брошками оби-домэ в виде цветочков, легкий газовый шарфик. Для пущей загадочности.


Справа - мужская юката, довольно-таки молодежный вариант.
Слева - женская, уже более модно-навороченная. Хэко-оби повязан пышным бантом поверх ханхаба-оби и украшен бусиками.

Оно же поближе:

Бусики видите?


Выставка манекенов с юкатами. На переднем плане - мини-юката.
Это безобразие (простите мне мои консервативные взгляды) появилось в местных магазинах года два назад примерно. В прошлом году я уже показывала нечто подобное. Правда, на улицах я пока этого не видела.
В остальном - все те же хэко-оби и бусики.


Оно же с другого ракурса.
В прошлом году с мини-юкатой предлагалось носить колготки ярких цветов или леггенсы. В этом году на одной из витрин видела вариант с высокими сапогами (простите, фотика в тот момент не было).


Вариант модного оформления пояса,
Классический вариант не предполагает использование оби-аге и дате-эри с юкатой. Но для моды запретов нет.


Мини-юката. Обратите внимание, что и воротник тоже не простой: украшен дополнительным "подворотничком" дате-эри с интересным эффектом.


Кружавчики. Модный вариант оформления пояса и воротника.


Детский вариант юкаты.
Обычно для детей используется только хэко-оби, как более мягкий и щадящий.


Еще вариант оформления пояса. Два хэко-оби и оби-джиме с бусиками.


Художественная небрежность. Наворочено-то!


А это - классика!

Ханхаба-оби и никаких излишеств.


(все нагло стырино от сюда:
zajcev-ushastyj.livejournal.com/122300.html
zajcev-ushastyj.livejournal.com/126846.html
zajcev-ushastyj.livejournal.com/143011.html)

@темы: Статьи, О стране

Комментарии
2011-11-30 в 18:27 

Abarai Takana
Скажите, это частная драка, или участвовать могут все желающие?// Хрен Галантный
Эк вас прорвало :-)))
Вообще, интересные очень посты, спасибо.

2011-11-30 в 19:48 

Мангусто
Люди всё время доверяют мне свои тайны. Наверное, знают, что мне некому их разболтать. Спенсер Рид.
Abarai_Takana,модератору стало совестно =))
не за что)

2011-11-30 в 21:46 

Abarai Takana
Скажите, это частная драка, или участвовать могут все желающие?// Хрен Галантный
Мангусто,
о, МОДЕРАТОР... тогда исправьте, пожалуйста, в самой первой строчке поста: виды кимОно.

Странно... сумочки... а я обычно всё, как раз, в рукава складываю... а носки - просто белые надеваю...

2011-11-30 в 22:05 

Nyanko =3
ご心配なく! 泊まる所には困らないつもりだよ! そのための首輪なし
спасибо! как много всего :hamp:

2011-12-01 в 15:46 

Shalfairy
Относись к людям так, как хочешь, так и относись.
Спасибо огромное за эту статью!))
Эх, вот бы хоть раз что-то подобное по китайскому традиционному костюму было...)

2011-12-02 в 06:30 

Мангусто
Люди всё время доверяют мне свои тайны. Наверное, знают, что мне некому их разболтать. Спенсер Рид.
Shalfairy, я могу попытаться найти, если хотите, а потом скину вам в у-мыйл)))

2011-12-02 в 10:13 

Shalfairy
Относись к людям так, как хочешь, так и относись.
Мангусто, я была бы Вам безмерно благодарна! *___*

2011-12-02 в 10:41 

Мангусто
Люди всё время доверяют мне свои тайны. Наверное, знают, что мне некому их разболтать. Спенсер Рид.
Shalfairy, тогда ждите)))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

About Japan

главная